НЕ СТАВЬ ПОДНОЖКУ СЛЕПОМУ
Братья и сестры, почитаем книгу Левит, 19-ую главу.
Тут есть интересная заповедь: «Не злословь глухого и перед слепым не клади ничего, чтобы преткнуться ему, бойся Бога твоего. Я Господь». Слова «бойся Бога твоего» повторяются в Писании тогда, когда мы имеем дело с немощным человеком, калекой, странником, нищим. Его можно, как тряпку, отбросить, но «бойся Бога твоего», т.е. имей страх Божий, когда видишь того, кто немощен, кого можно без труда унизить, и тебе ничего за это не будет.
«Не злословь глухого», т.е. не говори дурного про человека, который не слышит твоих слов. Речь не только о глухих, но и о тех, кого сейчас здесь нет.
Как стандартное правило журналистики – не говорить о том, кого здесь нет. Правильное правило, оно из Библии рождено. Если ты говоришь о том, кого здесь нет, то ты злословишь о нем, т.е. о нем пошла злая слава. Это тоже принципиальная вещь.
Говори в лицо, если имеешь смелость и имеешь, что сказать. Или не говори ничего. «И перед слепым не клади ничего, чтобы преткнуться ему».
Интересно найти такого негодяя, который перед слепым, палочкой простукивающим дорогу, клал какое-то бревно или натягивал канат или леску, чтобы преткнуться ему. Кто это такой негодяй? Таких нет, вроде бы. Хотя говорят, что в Содоме и Гоморре были такие, они любили подставить подножку слепому, ударить немощного, и веселиться и радоваться тому, что они смелые на зло.
Но тут тоже есть духовный смысл. Есть такие вещи, в которых человек абсолютно слеп.
Например, я прихожу в банк брать кредит. И мне дают большую простыню, мелкими буквами исписанную, и говорят, чтобы я ознакомился.
Да я буду полдня читать и ничего не пойму. Во-первых, я ничего не вижу, там очень мелко. Во-вторых, я не понимаю этих слов и я не знаю, что там такое. А мне говорят:
«Да ладно, подписывайте, все нормально!» Он знает, что я подписываю, а я не знаю, я слепой и в этих документах ничего не понимаю. А он понимает. И, возможно, я сейчас подписываю какую-нибудь кабалу себе на долгие годы, не зная этого. Я ему просто доверяю, потому что я слепой, а он зрячий. Так вот всегда в жизни, когда ты знаешь, а я не знаю, ты зрячий, а я слепой.
И ты можешь меня обмануть, но ты не должен этого делать, потому что Писание говорит «не клади преткновение перед слепым, чтобы преткнуться ему».
Например, я продаю черешню. Сверху хорошая, а внизу гниль всякая. Ты сверху попробовал, спрашиваешь:
«А она вся хорошая?»
- «Конечно, хорошая!»
Но я-то знаю, что она не хорошая, а ты же не знаешь. И я тебе спихиваю эту гнилую по цене хорошей, беру деньги в карман и ухожу. Ты приходишь домой, пересыпал, а там гниль одна. Ты бежишь обратно, а меня уже нет. Я обманул тебя.
Я зрячий, ты слепой. Я положил преткновение, чтобы преткнуться тебе. Это важнейший принцип жизни.
Например, ты приезжаешь на СТО, у тебя застучало что-то, подшипник. И ты говоришь:
«Поменяйте!»
- «Приходите завтра!»
- «Хорошо, я приду завтра!»
Они поменяли тебе подшипник, а параллельно поменяли еще какие-то детали. Хорошие забрали, плохие поставили.
Ты же не знаешь. Ты пришел, заплатил за подшипник, выехал, а через неделю у тебя вся машина стучит. А тебе там все поменяли. Потому что ты слепой, а они зрячие.
И так в жизни всегда.
Миллион ситуаций, где ты не знаешь, а они знают. И они обманывают тебя, потому что ты слепой. И об этом нужно думать, потому что это воровство, обман, нажива, это Содом и Гоморра, это злая радость от того, что обманули неведающего человека.
Поэтому надо понимать этот 14-ый стих 19-ой главы: «Не злословь глухого и перед слепым не клади ничего, чтобы преткнуться ему, бойся Бога твоего».
Ты скажешь:
«Да я никогда не подставлял подножку слепому и никогда о глухих не злословил!»
Нет, брат, врешь, ты много раз в жизни спихивал залежалое, подсовывал ложные бумаги человеку, он не знал, и ты все это делал в жизни своей. Имей в виду, что это все – подсудное дело, за которое неминуемо будет наказание.
Когда вы не будете знать, какой последний волос с лысой головы вырвать от беды и горя, слез, нищеты, болезней и неприятностей, не спрашивайте, за что вам это. Просто вспомните свою безбожно прожитую жизнь, там всего хватает.
Вы много раз подставляли подножку слепым и много раз злословили о глухих. Поэтому это важнейшие слова из самой важной книги. Примите к сердцу. 19-ая глава, 14-ый стих. До свидания.
Протоиерей Андрей Ткачёв